Сегодня мы говорим про сугубо утилитарное устройство для автомобилей – про фаркоп. Его еще также называют тягово-сцепным устройством (ТСУ). По своей сути это деталь автомобиля, которая используется для транспортировки различных грузов за автомобилем (буксировка прицепа, катера, дома на колесах и т.д.). Конструктивно состоит из балки, которая крепится к кузову или раме автомобиля, и шара (крюка), к которому крепится транспортируемый прицеп.
Думаем, что те, кто им активно пользуются, уже знают основные важные моменты, которые стоит учесть при выборе фаркопа, которые потом повлияют на удобство при эксплуатации. Но всем, кто еще не сталкивался с фаркопом, но планирует его покупку (или покупку автомобиля с уже установленным ТСУ), рекомендуем пополнить копилку своих знаний!
Самым важным критерием является тип конструкции ТСУ. И как мы увидим, тут дело не только в разнице конструкций – это может серьезно повлиять на Ваше финансовое состояние. Есть 3 самых распространенных варианта фаркопов:
В настоящее время есть штрафы как за несанкционированную установку фаркопов, так и езду с фаркопом без прицепа, так как ТСУ выступает за габариты автомобиля и в случае аварии ее последствия могут быть гораздо серьезнее, чем с такой же машиной без фаркопа. Скажем сразу, что это касается не только фаркопов – все нештатные устройства (защиты порогов, защиты бамперов и пр.) также должны «укладываться» в заводские габариты транспортного средства. Будет ли сварной несъемный фаркоп соответствовать этим требованиям? Едва ли - после установки фаркоп (его крюк) выступает за габариты автомобиля (за задний бампер) и снять его можно только в автосервисе, сделать этого на дороге точно не получится. А если он установлен кустарно, то это может быть расценено как изменение конструкции автомобиля со всеми вытекающими – приличный штраф и невозможность ездить на авто пока не будет устранена причина.
ВАЖНО: Автовладельцу фаркоп не нужно регистрировать, если он сертифицирован производителем (есть паспорт и сертификат на изделие) установлен по инструкции без внесения изменения в конструкцию автомобиля. Положите в бардачок авто сертификат и паспорт на фаркоп (обычно можно скачать на сайте производителя) – так будет спокойнее в случае вопросов со стороны сотрудников ГИБДД.
И теперь Вы понимаете, почему есть два оставшихся типа фаркопов.
2. Условно-съемные фаркопы. Крюк самого устройства, выступающий за пределы автомобиля, закреплен к основной балке при помощи болтов. При необходимости передвигаться на автомобиле без прицепа водитель при помощи ключей раскручивает болтовые соединения и снимает выступающую часть фаркопа.
Это намного лучше, чем несъемный фаркоп, но откручивать и потом закручивать гайки на улице под бампером машины, особенно в плохую погоду или в грязи, захочется не каждому.
3. Поэтому наибольшее распространение в последнее время получают съемные фаркопы (иногда называют быстросъемными). Как правило, крепление крюка у них выполнено по принципу «папа-мама» из труб квадратного сечение (поэтому часто их называют «съемный квадрат»), между собой части фаркопа удерживаются при помощи стопорного пальца.
1 из 2
Снять выступающий за габариты кронштейн с крюком (шаром) легко – на это требуется не более 10 секунд.
Думаем, не надо говорить, что такие фаркопы выпускаются серьеными производителями и на все изделия есть сертификаты и паспорта. Кроме того, такие фирменные ТСУ дадут своим владельцам еще несколько дополнительных возможностей:
- съемный шар – бывает так, что разным прицепам подходят шары разных диаметров и в этом случае достаточно просто заменить съемный шар, а не весь фаркоп
- регулировка по высоте – съемную выступающую часть фаркопа можно перевернуть вверх ногами, перекрутив шар, и получить, тем самым, другую высоту шара над поверхностью дороги. Бывает полезно при транспортировке прицепов с разной высотой кронштейнов.
- перевозка самых разных грузов при смене выступающего кронштейна. Например, можно перевозить велосипеды при помощи специального устройства, крепящегося к ТСУ.
ВАЖНО: Покупая фирменный заводской фаркоп, Вы можете быть уверены в том, что вам не придется ничего делать с автомобилем – ни сверлить дополнительные отверстия в кузове, ни подрезать задний бампер под выступающие части!
И напоследок пару слов о дизайне! Несмотря на то, что почти весь фаркоп находится под бампером, его видимые части могут быть выполнены не только в классическом черном цвете. Владельцам дорогих внедорожников производители предлагают варианты с нержавеющими вставками. Например, вот такой фаркоп для Toyota LAND CRUISER PRADO 150
Так что даже при выборе такого утилитарного устройства, как фаркоп, также есть место для стиля и красоты!
Искренне желаем Вам удачи за рулём!
С уважением, команда компании «Федерал-Авто»